20-21 июня - Ивана Купала или Ярилины дни
Ивана Купала или Ярилин день – один из важных праздников славянского календаря. Ивана Купала относится к народным праздникам летнего цикла. Если про Ивана Купалу слышали многие, то про весь цикл этих празднований слышали не все, а он включает в себя еще праздник Аграфены Купальницы и Петровки. В целом праздничный цикл длится в течении одной недели.
Согласно календарю натуральных праздников в 2025 году праздничная Купальская неделя - период 16-22 июня. Купальская ночь или с 20 на 21 июня. Ярилины дни 20 и 21 июня, а в более поздней традиции 20 июня — день Аграфены Купальницы. Петровки начинаются с 21 июня и длятся в этом году до 24 июня, потому что в 2025 году на 25 июня приходится новолуние.
ПРАЗДНИКИ ЛЕТНЕГО ЦИКЛА
На дни летнего солнцестояния приходится период наивысшего расцвета природы: солнце находится в зените, растительность достигает пика цветения, начинается созревание плодов, день является самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В народном сознании магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие и целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год. До прихода христианства в эти дни происходило чествование бога солнца Ярилы и эти дни назывались ярильными днями.
Аграфена Купальница — день накануне самой короткой ночи - первый день праздника
В этот день начинается сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса. С этого дня начинали вязать банные веники и метлы. Готовили праздничное меню и одежду.
Было принято собирать травы для украшения дома. Предпочтение отдавали иван-да-марье и купаленке (кульница, купавка, желтоголов), которые приносили охапками. Также собирали крапиву в качестве оберега. В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы, обладало чудодейственной силой.
Вечером, перед вступлением в празднование нужно было вымыться, переодеться в чистую праздничную одежду. Женщины, молодки объединялись в группу, выходили за деревню, шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы, пели «купальские» песни.
Купальская ночь — ночь с Аграфены на Ивана Купала
Купальская ночь — самая короткая ночь в году. Она считалась у крестьян волшебной и «особенно страшной». Календарный период, на который выпадали купальские праздники, считался наравне со Святками наиболее «опасным»: когда границы между человеческим и потусторонним мирами были наиболее проницаемы и их действия усиливались.
Было распространено поверье, что в купальскую ночь в полях, лесах и садах все растения перешептываются друг с другом и приобретают способность «ходить», «переходят с места на место», а «всякая трава, даже папоротник, расцветает».
Купальская ночь являлась апогеем праздника. Именно в это время проходили веселые гулянья и совершались основные обрядовые действия. Главная роль в них отводилась самой активной части общества — молодежи и молодым супружеским парам. Их физическое состояние сопоставимо с состоянием природных и потусторонних сил, переживавших наивысший подъем. В ночь на Ивана Купала можно было узнать свою судьбу, поэтому было много разных гаданий, зажигали костры и устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.
Иванов день или Ивана Купала, или Ярилин день
Утром на Купалу украшают дом цветами и травами, собранными накануне.
Омовения водой были непременным атрибутом праздника: утром на рассвете умывали росой руки и лицо, мылись в банях, обливались водой, были массовые купания людей в водных источниках. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения – «смыть с себя все пороки и недуги». С утра топили бани, при этом пользовались ивановскими вениками и водой, настоянной на ивановских травах. Баня в этот день способствует укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья.
Были определенные аграрно-магические обряды, направленные на сохранение уже созревших колосьев от воздействия потусторонних сил, на физическое и духовное очищение перед началом полевых работ, получение от природы и земли силы и здоровья.
В день Ивана Купалы девушки, собравшись вместе, шли в ржаное поле, прихватив с собой обетную кашу, которую готовили к этому дню. Обходили посевы, периодически останавливаясь, чтобы совершить на поле обрядовую трапезу.
Девичьим головным убором купальского праздника был венок. Для венков чаще всего использовали цветы и листья иван-да-марьи, тимьяна обыкновенного (чабрец), медвежьего уха (коровяк), ромашки и др. Надевали сплетенные венки, а также обменивались ими в знак дружбы или любви. А еще по ним гадали, запуская венок в воду и загадывая желание. Если венок утонул или расплетался – желание не исполнится, если пристал к берегу – будет сложно, а если поплыл, то будет исполнено то, что загадано.
Петров день — седьмой день после Аграфены Купальницы — завершающий день
Завершение купальских праздников воспринималось как дата смены времен года. С этим днем связаны представления о появлении «предков» в человеческом мире. В Калужской губернии было принято оставлять на столе после праздничной трапезы остатки еды для умерших. По мнению крестьян, предки придут разговеться.
«Петровская водица» подобно «купальской» обладала магическими свойствами. Например, купание в реках, по тамбовским поверьям, очищало от любодейных грехов. Особую силу имела вода, взятая их трех источников – ее использовали для питья и ритуального омовения.
Во многих местностях на юге России Петров день – мужской праздник. В народе была известна пословица «У мужика то и праздник, что Петров день». Традиционно в этот день устраивали мужские братчины. Тещи приглашали в гости зятьев и готовили для них «петровское» угощение из продуктов, скопленных за пост. Петр считался покровителем мужских профессий: рыболовства и пастушества.
ИВАНА КУПАЛА И ХРИСТИАНСТВО
Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Значимость праздника обусловливалась тем, что он отмечался на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или «сдвигалось» на зиму. В результате такого «сдвига» светило в последующие месяцы года постепенно «угасало»: день становился короче, а ночь длиннее.
В христианском мировоззрении образ «уходящего» солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, датой рождения которого церковь считала день летнего солнцеворота. В восточной и западной традициях этот святой наделялся такими эпитетами, как свет, светоч, предшествующий солнцу, которое соотносится с образом Иисуса или Йешуа. В Древней Руси Иоанна нередко именовали «пресветлым солнцем», ассоциируя его с образом солнца «гаснущего».
Натуральный характер праздника, основанный на естественнонаучной философии и мировоззрении славян, сохранялся на протяжении веков, а возможно и тысячелетий. Поклонение естественным законам и их натуралистичность всегда раздражала представителей христианской церкви, которая называла их погаными или языческими. Соблюдение национальных традиций деятели христианской церкви называли «пребывание народа в разгуле и бесчинствах». Тем не менее, не смотря на рекламные компании и жесткое подавление национальных праздников со стороны христианской церкви, Ивана Купала — Летний Солнцеворот или Ярилин день — сохранился до наших дней.
Удары со стороны христианской церкви и советской системы по русским национальным праздникам не смогли сокрушить исконные славянские традиции. Древние славяне знали, что летнее время быстро пройдет, дни начнут сокращаться, ночи будут становиться длиннее. И за достаточно короткий промежуток времени нужно было вырастить и собрать урожай, чтобы подготовиться к долгой зиме. Поэтому наши предки-славяне радовались, устраивали гуляния, совершали обряды, памятуя традиции.
Поздравляем с солнечным праздником! Желаем познания культуры и истории нашей Родины и успешной организации празднования летних семейных праздников!
Комментарии
Отправить комментарий