19-25 мая - Троицкая неделя или Семик!
Согласно календарю натуральных праздников в 2025 году период 19-25 мая – Троицкая неделя или Семик.
19 мая в понедельник начинается Семи́к, а за ним 25 мая в воскресенье – Троица, 26 мая в понедельник – Духов день. Праздничная неделя с 19 по 25 мая, в течение которой по традиции совершались обряды, гуляния, веселились и трапезничали.
Когда праздновать
Неделя накануне Троицы - Зеленые Святки или Семик – переходящий праздник лунного календаря, отмечаемый на седьмой неделе после Великдня – отсюда и название Семик. Троица и Духов день – воскресенье и понедельник седьмой и следующей за ней восьмой недели после Великдня.
Что праздновать
Праздники, называемые Семик, Троица, Духов день в древности составляли единый цикл, знаменующий прощание с весной и встречу лета. До прихода христианства эти праздники приходились на середину мая и назывались также Русалиями. Название это стоит в прямой зависимости от русалок, которые, по народному поверью, в бесчисленном множестве населяют луга, реки и ручьи, пруды и озера – в седьмую неделю после Великдня они выходят из своих жилищ витают в лесах, выбирая себе приютом старые деревья, особенно дубы, качаются на древесных сучьях.
Для наших предков Троицкая неделя была временем почитания природы и ее сил, временем единства с миром и своими корнями. Праздник напоминал о цикличности жизни, о важности гармонии с окружающим миром и о силе традиций.
В народном сознании Семик символизировал пограничное состояние природы, когда заканчивалась весна и наступало лето, означал период расцвета природных сил, первой зелени и цветения молодой растительности. Семицкая неделя поэтому называлась «зеленою» или Зелеными святками.
С приходом Семика завершаются весенние полевые работы и начинаются летние – еще более тяжелые и напряженные. Ведь лето не так уж длинно, а выполнить за это время нужно действительно огромный объем работы. Недаром говорится «Летний день — год кормит». Достаточно лениться всего один день, не выполнив запланированную работу, чтобы остаться без урожая, обречь свою семью на голод и нужду. Троицко-семицкая обрядность пронизана древними аграрно-магическими ритуалами – заклинаниями предстоящего урожая. Но настоящее лето наступает только завтра, а сегодня – Семик, последняя возможность на многие недели хорошенько отдохнуть, расслабиться и повеселиться.
ТРОИЦА И ХРИСТИАНСТВО
С принятием христианства Семику стала соответствовать одна из знаменательных церковных дат — Троица, при этом древние традиции, определяющие характер праздника, сохранились. В христианской традиции Троица – это двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. На Руси культ Троицы становится чрезвычайно популярным лишь в XIV—XV вв., и связано это с деятельностью Сергия Радонежского, наиболее почитаемого в народе святого. Он избрал своим жизненным служением Троицу. В церковном календаре праздник Троицы считается великим, он неразрывно связан с Вселенской субботой (Троицкой субботой, днем поминовения умерших), отмечаемой накануне, и с последующим понедельником — днем Святого Духа. По значимости и торжественности празднование Троицы уступало только Пасхе.
Со временем значение Семика как одного из главных весенне-летних праздников уменьшилось, особенно по сравнению с Троицей. Тем не менее праздновать Семик продолжали. Это связано с тем, что в календаре Семик и Троица образуют единый праздничный цикл, причем на Семик приходилась его начальная фаза, а на Троицу — завершающая. Иногда Семик выступал как подготовительный этап для празднования Троицы. Так, во многих местах именно в Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, которая совершалась на Троицу.
ТРАДИЦИИ ТРОИЦЫ
Празднование сопровождается особыми традициями и обрядами. Теплое весеннее время, распустившиеся зелень и цветы давали обильный материал для народных увеселений и игр. Веселье носило важный характер. В игровой форме, проводились разнообразные обряды. Например, девушки и женщины, распевая песню: «Ты удайся, удайся, мой лен» демонстрировали процесс работы со льном – сеяния, прополки, сборки, чески, прядения. Также пелась песня «Мы просо сеяли», во время чего демонстрировались действия по работе с просом. Это обещало богатый урожай в текущем году.
Зеленые Святки теснейшим образом связаны с культом растительности. Считалось, что в Троицу растения обладают особой магической силой. Поэтому в некоторых местностях в ночь на Троицу было принято собирать лекарственные травы, которыми потом пользовались в течение года.
По утру все жители старались пройтись босиком по траве, пока она не высохнет. Некоторые, обнажившись, катались по траве. Считалось, что роса в этот день обладает целебными свойствами. Поэтому подобные «ванны» помогали избавиться от хворей, поправить здоровье.
Не менее важен был и другой обряд. Как год переходит в новую фазу, от мягкой, доброй весны к знойному лету, наполненному тяжким трудом, так и молодые парни и девушки переходили в новую социальную группу. Парни, выбравшие воинский путь, проходили постриг. После этого они из вчерашних мальчишек превращались в полноценных воинов. Конечно, им еще суждено было многое узнать и многому научиться. Но отношение в дружине к ним было уже как к младшим братьям, а не как к заигравшейся детворе.
Девушки также не оставались в стороне. Впрочем, в обрядах участвовали и молодые жены, еще не заведшие детей. Проводились особые обряды, повышающие возможность вскоре стать матерью. Ведь большая семья – залог крепости рода и благополучия хороших родителей, сумевших родить и воспитать правильных людей. Для этого девушки уходили в лес, где жарили на открытом огне яичницу, компанией съедали ее, а после водили хороводы вокруг берез, украшая их яркими лоскутами, лентами. Украшенную березку также называли «Семиком».
Береза являла собой символ женского начала, чистоты и потустороннего мира божественных сил. В мифопоэтическом творчестве береза выступает как мировое дерево, которое является центром мироздания. Существует предположение, что в образе березы женщины и девушки обращаются к божеству-прародительнице, которое наделяет их потомством. В некоторых областях было принято вешать на березу венок, в который вплеталось куриное яйцо. Это способствовало переходу мощной энергии, какой обладает береза, всем участвующим в ритуале девушкам. Уж после этого их род наверняка скоро пополнится младенцами.
Также на Зеленые Святки было принято хождение в гости по домам, где жили девушки. Обычно посидев в гостях у одной девушки, переходили в дом другой. Среди блюд были пирожки с яичной начинкой, караваи, сочники, оладьи, пироги с творогом и ватрушки, яичница на молоке (омлет) в качестве заключительного блюда. В это вкладывались объединяющий, оберегающий смысл, дать плодородную силу, увеличить силы поселян, чтобы был урожай и все возможности для дальнейшей жизни.
По завершению обрядов, вся деревня от мала до велика, собиралась за праздничным столом. В первую очередь поминались предки. По традициям некоторых областей России именно Семик являлся наиболее важным днем поминовения умерших.
Наложение церковных праздников на натуральные праздники, возможно помогло их сохранить, но сделало трудным через христианскую надстройку докопаться до истинного смысла праздника, который в него закладывался первоначально. Желаем Вам приобщиться к сакральному смыслу празднования, осмыслить значение его атрибутов и наилучшим образом организовать празднование Троицы.
Комментарии
Отправить комментарий